Открывая для себя макро-съемку

Обо мне

За работой
Ранней весной за работой

Меня зовут Монастырский Дмитрий, живу в городе Ростове-на-Дону. Заниматься фотографией начал приблизительно с 2005 года, с тех пор как приобрел свой первый зеркальный фотоаппарат с китовым объективом. В то время больше всего меня привлекала макросъемка насекомых, растений и грибов, этому я посвящал все свое свободное от основной работы время. В процессе изучения всех премудростей этого вида съемки пришлось перепробовать множество разнообразных способов и приспособлений, помогающих получить именно те кадры, о которых я мечтал. К сожалению, я так и не нашел по настоящему хорошего и всеобъемлющего учебника или пособия по макросъемке, поэтому всю необходимую информацию приходилось собирать буквально по крупицам в интернете на форумах, фото-сайтах, статьях о макрофотографии, на страницах нашего российского и зарубежных макро-клубов и тд. Помимо макросъемки я также увлекаюсь пейзажной фотографией, съемкой сферических панорам и анималистической фотографией в целом.

  За время моего занятия фотографией я успел поучаствовать в различных российских и зарубежных конкурсах. Неоднократно становился финалистом и лауреатом конкурсов Золотая Черепаха, Photosight Russian Awards, Лучший фотограф, моя фотография попала в финал и даже получила особую отметку жюри престижнейшего и известного во всем мире фотоконкурса дикой природы Veolia Environnement Wildlife Photographer of the Year 2011.

Об оборудовании

  В свое время я прошел путь, наверное, каждого начинающего макрофотографа. Возможности купить настоящий макрообъектив у меня тогда не было, приходилось изучать разные методики в интернете и экспериментировать. Чего я только тогда не перепробовал! И съемку с перевернутым объективом и вторым перевернутым объективом, приставленным к первому и удлинительные кольца, макролинзы и тд. Но всего этого мне тогда уже казалось недостаточно — во первых, не устраивало качество, во вторых, пользоваться всеми этими конструкциями ужасно неудобно. Но настоящий прорыв произошел только после покупки “честного” макрообъектива!

Последние заморозки
Последние заморозки

  Итак, какой же минимальный комплект оборудования потребуется для съемки макро? Расскажу вкратце в порядке убывания важности.

  • Макрообъективов сейчас на рынке достаточно большое количество, какой же из них выбрать?  Лично на своем опыте я убедился, что зум объективы с приставкой Macro по качеству до специализированного макрообъектива не дотягивают. Идеальным выбором стал бы, например, Sigma 150mm f/2.8 Macro Ex, замечательный макрообъектив Sigma с резкой картинкой, отличной цветопередачей и хорошей комплектацией.
  • Штатив должен быть достаточно прочным и устойчивым, ведь от этого непосредственно зависит качество фотографии. Дополнительными плюсами будет возможность наклона центральной штанги и шаровая головка, что существенно облегчает сам процесс съемки.
  • Зеркальный фотоаппарат лучше выбирать полнокадровый, но и модели с кропнутой матрицей тоже подойдут. На данный момент на рынке огромное количество фотокамер, которые конкурируют между собой при относительно одинаковом качестве фотографий. Вопрос выбора камеры оставим за пределами этой статьи, для макросъемки этот вопрос не так принципиален.

Свет в макрофотографии

Как и в любом другом жанре фотографии, свет является самым важным, определяющим фактором, от которого зависит отправится ли полученная фотография в корзину или займет достойное место в личном фотоальбоме, на стене в красивой раме, фотосайте или фотоконкурсе. Однако, в отличии от пейзажной фотографии где хорошего освещения приходится ожидать часами, а то и днями, в макрофотографии мы можем непосредственно повлиять на освещение снимаемой нами сцены. Одним из самых очевидных и частых решений для построения светового рисунка является использование вспышек и, в частности, специализированных макровспышек. Достаточно скоро становится очевидно, что одной вспышки недостаточно, добиться нужного эффекта освещения очень сложно либо невозможно вовсе. Освещение создаваемое обычной вспышкой дает множество нежелательных бликов (в особенности на хитиновых панцирях многих насекомых), появляются резкие границы, черные провальные тени и яркие пересвеченные области. Обычно, следующим этапом является конструирование собственного громоздкого и тяжелого многовспышечного монстра со сложной системой отражателей и рассеивателей, который, впрочем, очень редко дает нужный эффект.

  Отчасти пройти этот пусть в свое время пришлось и мне, но достаточно быстро от затеи использовать вспышки пришлось отказаться. В результате, я начал снимать только при естественном освещении рано утром во время восхода Солнца и вечером на закате. Самым удобным и эффективным способом улучшения светового рисунка оказались самые обычные золотисто-серебряные отражатели, продающиеся в любом фотомагазине.

  Именно с помощью такого отражателя был сделан кадр попавший в финал конкурса природной фотографии Veolia Environnement Wildlife Photographer of the Year и получивший высокую отметку жюри.

Главные враги хорошей макрофотографии

Когда-то давно, рассматривая макрофотографии на различных фотосайтах, я не переставал удивляться работам мастеров этого жанра и в особенности фантастической детализации, когда видно каждый волосок, фасетчатую структуру глаз, чешуйки на крыльях бабочек.

  Отчасти вопрос “Как это сделано?” и подтолкнул меня к попыткам разобраться и научиться снимать что-то подобное. Итак, какой же минимум нужен для получения технически качественной фотографии?

  1. Прочный штатив с шаровой головой (желательно с возможностью наклона центральной колонны). Снять резкую фотографию с хорошей детализацией с рук, особенно учитывая тот фактор, что при съемке рано утром выдержки могут достигать нескольких секунд, невероятно сложно.
  2. Отсутствие ветра. Любое, даже совсем незначительное дуновение ветерка, простое перемещение масс воздуха скорее всего испортит фотографию. К сожалению, непосредственно повлиять на этот фактор мы не можем, остается только ловить те редкие моменты, когда ветер стихает и наступает полный штиль.
  3. Абсолютная неподвижность. Даже совсем незначительные  сотрясения камеры могут испортить фотографию. С ними помогает бороться предварительный подъем зеркала и спусковой тросик. Эти факторы хоть и в меньшей степени, но все же влияют на общую резкость фотографии. Даже малейшие колебания могут привести к смазу, поэтому их, по возможности, нужно избегать. Зачастую в момент съемки, когда затвор фотоаппарата открыт, я стараюсь не менять позы и даже задерживаю дыхание.

Занимательное макро

Чем же так привлекательна макросъемка? Что заставляет меня и многих других фотографов вставать задолго до восхода Солнца, долго добираться до излюбленных мест, таская с собой тяжелое и дорогостоящее оборудование и часами ежась от холода ползать в мокрой от утренней росы траве? У меня на эти вопросы один простой ответ. Это любовь к своему делу, а также ни с чем несравнимое чувство, когда ты находишь нечто прекрасное в том, мимо чего большинство людей просто прошли бы мимо. В отличие от дорогостоящих фототуров в далекие страны, которые далеко не все могут себе позволить, найти объекты для макросъемки легко везде и в любое время года! Это может быть как территория ближайшего парка или сквера, так и собственный двор, окрестности города, главное — научиться смотреть вокруг!

 Лично для меня, в первую очередь, это небольшое оконце в дикую природу, при этом расположенное буквально в нескольких километрах от крупного мегаполиса, это возможность хотя бы ненадолго отвлечься от надоевшей работы, забыть о трудностях и заботах повседневной жизни.  Занимаясь макросъемкой, невольно становишься свидетелем интересного и необычного поведения насекомых, лучше начинаешь разбираться в их повадках, узнаешь названия, ареалы обитания и еще множество интересных фактов! Хотя бы иногда в нашем бешеном темпе жизни стоит ненадолго остановиться, оглянуться вокруг и увидеть какой нас окружает удивительный мир!

Поиск моделей для съемки

Когда-то достаточно давно, насмотревшись красивых макрофотографий на нескольких популярных фотосайтах, мне тоже ужасно захотелось сфотографировать что-нибудь подобное и в теплый погожий денек  я отправился в ближайшие окрестности нашего города. Однако, к моему большому удивлению, все оказалось далеко не так просто: бабочки улетали при моем приближении, кузнечики отпрыгивали в разные стороны, жуки падали глубоко в траву. Да и фотографии оказались далеко не такими как мне хотелось: чересчур контрастными, с провальными светлыми и темными участками, резкими бликами.

  С тех пор много всего было прочитано, изучено, опробовано, и это помогло выработать некоторые общие подходы к съемке. Как и во многих других жанрах фотографии, в макро самые удачные времена для съемки — раннее утро незадолго до и после восхода Солнца и вечером до и после заката. Ранним утром, в особенности весной и осенью, достаточно прохладно и холоднокровные насекомые сидят абсолютно неподвижно в ожидании тепла, и в это время их можно совершенно спокойно фотографировать, выбирая более удачный ракурс и освещение. Часто дополнительным утренним бонусом является обильная роса, покрывающая все вокруг — цветы, траву, насекомых. Очень часто, как утром так и вечером, ветер стихает полностью и это позволяет фотографировать с достаточно длительной выдержкой не опасаясь смаза на фотографиях.

Обучение макро

Весенняя макро корона
Весенняя макро корона

Надеюсь, мои советы были Вам полезны и смогли заинтересовать Вас настолько, чтобы Вы решились попробовать себя в макрофотографии. А помочь Вам в Ваших начинаниях могу и я, как онлайн через Интернет, так и лично. Поэтому, будь Вы новичек или уже во многом подкованный любитель, или даже профессионал макрофотографии, я приглашаю Вас присоединиться к моим путешествиям с фотоаппаратом по замечательным уголкам нашей страны. В таких поездках вы не только научитесь азам макро но и узнаете много интересно, сможете пообщаться в дружной компании единомышленников и, конечно, привезти домой замечательные воспоминания и фотографии. Подробнее ознакомиться с программой можно на странице Фототуры.

Задавайте любые интересующие вас вопросы о макросъемке и не только, и я с удовольствием отвечу! Контактные данные Вы можете найти слева над меню сайта, либо в разделе Об авторе

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.